Основная общеобразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 70города Пензы «Буратино»

Основная образовательная программа дошкольного образования адресована воспитателям, педагогам — специалистам МБДОУ № 70 «Буратино» и родителям, чьи дети посещают МБДОУ № 70 города Пензы.
Программа разработана
• в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования,
• на материалах комплексной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы

Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.
Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей по основным направлениям:
• социально-коммуникативное развитие,
• познавательное развитие,
• речевое развитие,
• художественно-эстетическое развитие,
• физическое развитие.
В Программе представлены основные принципы организации жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении, планирования образовательной деятельности, создания развивающей предметно пространственной среды, сотрудничества с семьей.

Кроме того, в МБДОУ используется парциальная образовательная программа «Дошкольникам о народной культуре Пензенского края» / Под ред. Е.Ф. Купецковой, в которой представлено содержание искусства народов Пензенского края (литературный и музыкальный фольклор, народный костюм,  народные промыслы и пр.).

В МБДОУ реализуется парциальная образовательная программа «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе» под ред. Е.Ф. Купецковой, где представлена педагогическая технология начального литературного образования дошкольников.

Форма обучения детей — очная (образовательная деятельность в течение дня) с учетом режима дня и возрастных категорий детей.

Срок освоения программы — 5 лет.

Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.

Численность обучающихся по реализуемой образовательной программе за счет бюджетных ассигнований — 375 детей.

Программа приближена к «разумному минимуму», обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей раннего и дошкольного возраста.

Программа состоит из двух частей: обязательной и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Обязательная часть обеспечивает достижение детьми готовности к школе, а именно: необходимый и достаточный уровень развития ребёнка для успешного  освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования и коррекцию речи детей.

Программа обеспечивает равные стартовые возможности для дальнейшего обучения детей в общеобразовательных учреждениях.

Программа рассчитана  с   1года 6 месяцев  до прекращения образовательных отношений: дети раннего, младшего дошкольного возраста и старшего дошкольного возраста. Содержание программы распределено по шести возрастным группам:

ранний возраст – первая группа детей раннего возраста (второй год жизни), первая младшая группа (третий год жизни);

младший дошкольный возраст – вторая младшая группа (четвёртый год жизни), средняя группа (пятый год жизни);

старший дошкольный возраст – старшая группа (шестой год жизни) и подготовительная группа (седьмой год жизни).

Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Ранний возраст

Главными целями взрослого в отношении ребёнка раннего возраста являются:

организация предметной деятельности;

обеспечение полноценного физического, в том числе двигательного, развития;

формирование речи.

Младший дошкольный возраст

Основными целями взрослых, воспитывающих детей младшего дошкольного возраста, являются:

сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, дозирование мышечных нагрузок; забота об эмоциональном комфорте;

создание условий для развития сюжетно-ролевой игры;

доброжелательное и продолжительное общение с ребёнком на познавательные темы, создание условий для практического экспериментирования, обеспечение развития речи, любознательности и инициативности;

формирование у детей интереса к художественным видам деятельности.

Старший дошкольный возраст

Основные цели, которые ставятся педагогами в отношении старших дошкольников, следующие:

охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение их физического развития (при этом следует избегать нервных и физических перегрузок);

создание условий для реализации всех видов игры;

внимательное отношение и терпеливая поддержка формирующегося детского сообщества;

формирование основы культурного и экологически целесообразного поведения (в природе и обществе);

обеспечение развития у детей диалогической и монологической речи во всех видах деятельности и общения;

развитие у детей познавательных интересов, сенсорных и интеллектуальных способностей;

поддержка экспериментирования с материалами, словом, движением и др., моделирование; развитие воображения и творческого начала;

формирование у детей эстетического отношения к окружающему и художественных способностей.

В каждой возрастной группе выделены приоритетные задачи, решаемые в процессе ведущей деятельности:  предметной деятельности (ранний возраст), игре во всех её видах (дошкольный возраст).

Особенности осуществления образовательного процесса

Программа предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Всё содержание образовательного процесса представлено в форме задач, стоящих перед педагогом, которые предполагают четыре вектора решения:

1) непосредственно образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации  различных видов детской деятельности (предметной, игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

2) образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;

3) самостоятельная деятельность детей;

4) взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Примерная структура организации образовательного процесса в ДОУ

Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная

деятельность

детей

Непосредственно образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Для детей раннего возраста от 1,6 до 3 лет непосредственно образовательная деятельность составляет не более 1.5 часа в неделю (игровая, музыкальная деятельность, общение, развитие движений и пр.). Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности составляет не более 10 минут. Допускается осуществлять непосредственно образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут). В тёплое время года непосредственно образовательную деятельность осуществляют на участке во время прогулки.

Максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет: в младшей группе (дети четвёртого года жизни) – 2 часа 45 минут, в средней группе (дети пятого года жизни) – 4 часа, в старшей группе (дети шестого года жизни) – 6 часов 15 минут, в подготовительной группе (дети седьмого года жизни) – 8 часов 30 минут.

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 4-го года жизни – не более 15 минут, для детей 5-го года жизни – не более 20 минут, для детей 6-го года жизни – не более 25 минут, для детей 7-го года жизни – не более 30 минут. Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30-40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной группах – 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведённого на непрерывную непосредственно образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной непосредственно образовательной деятельности – не менее 10 минут.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю, Её продолжительность должна составлять не более 25-30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводят физкультминутку.

Непосредственно образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла занимает не менее 50% общего времени, отведённого на непосредственно образовательную деятельность.

Непосредственно образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводим в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник и среду). Для профилактики утомления детей сочетаем указанную непосредственно образовательную деятельность с образовательной деятельностью, направленной на физическое и художественно-эстетическое развитие детей.

Домашние задания воспитанникам не задаются.

В середине года (январь-февраль) для воспитанников дошкольных групп организуем каникулы, во время которых проводим непосредственно образовательную деятельность только эстетического цикла (музыкальную, двигательную, изобразительную, игровую деятельности).

В дни летних каникул непосредственно образовательная деятельность не проводится. Организуются спортивные  и подвижные игры, спортивные праздники и развлечения, экскурсии др., а также увеличивается продолжительность прогулок.

В практике работы нашего ДОУ широко используется проектный метод.

Скачать:

Основная образовательная программа дошкольного образования

Программа занятий с родителями в семейной школе духовно-нравственного воспитания «СЕМЕЙНАЯ ГОСТИНАЯ»

Учебный план

Режим дня

Комментарии недоступны