Проектный метод в деятельности ДОУ

Ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами. В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной подсистеме, как дошкольное образование.

На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.

Огромными способностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности. Сегодня в сфере образования выделяется большое число инноваций различного характера, направленности и значимости, внедряются новшества в организацию и содержание, методику и технологию преподавания. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.

Инновационные преобразования приобретают системный характер. Созданы новые типы, виды и профили дошкольных учреждений, новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи. Поиск новых форм работы привел к тому, что в практике дошкольного учреждения стал широко использоваться метод проектной деятельности.

Метод проектов — совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит — применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.

Применительно к детскому саду проект — это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему и определить цель (замысел), поэтому проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект, следовательно обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.

Проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе ДОУ носит характер сотрудничества, в котором принимают участие и дети и педагоги ДОУ, а также родители, которые могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса.

Таким образом, без внедрения новых идей и технологий в работе ДОУ невозможно реформирование всей системы дошкольного образования. Развитие образовательных систем происходит благодаря тому, что создаются, распространяются и осваиваются новшества.

Классификация проектов, используемых в работе ДОУ

— исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна и пр.).

— ролево-игровые — проект с элементами творческих игр. Используется метод вхождения в образ персонажа сказки, рассказа. Метод эмпатии. Дети по своему решают поставленные проблемы. Например: день игры; неделя игры; используются сценарии с ролевыми играми, игротренинги; алгоритмы сюжетных игр; сценарии игр — путешествий и т.д.;

— информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её. Итогами проекта могут стать: рисунки детей — выставка; альбом с фотографиями; коллаж; рассказ; алгоритм; мнемотаблица; экскурсия и т.д. Итоговый продукт деятельности зависит от тематики проекта;

— творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Проект основан на совместной творческой деятельности участников проекта. Деятельность намечается и далее развивается, подчиняясь конечному результату и интересам участников проекта.

Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр., например «Театральная неделя».

— комплексные, например «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
— межгрупповые, например «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
— групповые, например «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;
— индивидуальные, например «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица».

Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие — монопроектами.

Другим признаком классификации являются состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.).

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.

Все проекты проводятся внутри ДОУ, как правило, между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве). Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты, например «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

Метод проектов может использоваться в работе с детьми, не только старшего, но и начиная с младшего дошкольного возраста. Задачи исследовательской деятельности для каждого возраста специфичны, позволяют определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Для реализации проекта педагог определяет этапы его реализации, продумывает содержание деятельности и осуществляет подбор практического материала. При этом, при планировании проектной деятельности, педагогу следует помнить о трех этапах в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов.

Первый этап — подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5-5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Так, в младшем дошкольном возрасте задачами являются:
— пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
— приобщать детей к процессу познания;
— формировать различные представления;
— привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
— побуждать к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Совершенствование психических процессов:
— формирование эмоциональной заинтересованности;
— знакомство с предметами и действиями с ними;
— развитие мышления и воображения;
— речевое развитие.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
— осознание поставленной цели;
— овладение различными способами решения поставленных задач;
— способность предвосхитить результат, основываясь на прошлом опыте;
— поиск различных средств достижения цели.

Линии развития личности в младшем дошкольном возрасте по направлениям.
1) физическое развитие:
— стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;
— формирование осознанных представлений о необходимости заботится о своём здоровье (например, ролево-игровой проект «Азбука здоровья»);
— социальное развитие: формирование способов общения (например, вернисаж «Моя семья», индивидуальные семейные проекты «Генеалогическое древо»).
2) познавательное развитие:
— обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
— расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;
— сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (например, математические коллажи, межгрупповой проект «Мир животных и птиц», Творческие проекты «Мои друзья», «Мир природы).
3) эстетическое развитие:
— развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;
— овладение художественной деятельностью (например, комплексные проекты «Мир театра», ролево-игровые проекты «Любимые игрушки» и др.).

Второй этап — развивающий, он характерен для детей 5-6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками.

У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Третий этап — творческий, он характерен для детей 6-7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

Таким образом, задачи для старшего дошкольного возраста:
— развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
— развивать специальные способы ориентации — экспериментирование и моделирование;
— формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
— развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

Формирование предпосылок учебной деятельности:
— произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
— потребности в создании собственной картины мира;
— навыков коммуникативного общения.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
— выявить проблему;
— самостоятельно искать нужное решение;
— выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
— самостоятельно анализировать полученные результаты.

Линии развития личности в старшем дошкольном возрасте по направлениям:
1) социальное развитие:
— развитие самопознания и положительной самооценки;
— овладение способами внеситуативно-личностного общения;
— высокий уровень коммуникативной компетентности;
— осознание функций речи (например, проект «Моя семья», групповые проекты «Познай себя»).
2) физическое развитие:
— развитие осознанного отношения к своему здоровью;
— формирование потребности в здоровом образе жизни;
— совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (например, ролево-игровые проекты «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца»).
3) познавательное развитие:
— систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;
— развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (например, клуб любителей книги «Волшебная страна»; групповые проекты «Подводный мир», «Весёлая астрономия»; межгрупповой проект «Времена года»).
4) эстетическое развитие:
— углублённое приобщение к искусству, многообразию художественных образов;
— овладение различными видами художественной деятельности;
— развитие способностей к эстетической оценке.

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

Этапы работы над проектом

Этапы Деятельность педагога Деятельность детей
1 этап 1. Формулирует проблему (цель). Определяется продукт проекта.2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3. Формулирует задачу.

1. Вхождение в проблему.2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

2 этап 4. Помогает в решении задачи.5. Помогает спланировать деятельность

6. Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие группы.6. Распределение амплуа.
3 этап 7. Практическая помощь (по необходимости).8. Направляет и контролирует осуществление проекта. 7. Формирование специфических знаний, умений навыков.
4 этап 9. Подготовка к презентации.10.Презентация. 8. Продукт деятельности готовят к презентации.9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *