Что такое труд?

pic121114

Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умению планировать свою работу. Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично. Педагог может решать в процессе труда вопросы эстетического воспитания детей: учить их видеть красоту окружающей природы, красоту творений, созданных руками человека; замечать и устранять недостатки в окружающей обстановке и стемиться к созданию красивого. Следует приобщать детей к здоровому образу жизни через посильный труд. В процессе труда у ребят укрепляются мышцы, развивается сила, ловкость, выносливость, совершенствуется разнообразные движения. Дети приобщаются к порядку, учатся ухаживать за своим телом, понимая, что залогом здоровья является чистота.
Большое внимание необходимо уделять развитию эмоциональной сферы дошкольника. Если труд в его жизнь входит не однообразно, скучно – навязчиво, а интересно, радостно, увлекательно, ребенок получает от него удовлетворение, чувствуя причастность к настоящему делу, радуясь своим успехам. Труд позволяет ребенку почувствовать свою самоценность, уверенность в своих возможностях. У ребенка формируется чувство хозяина по отношению к своей группе; он учится организовывать свою бытовую сферу, постепенно и естественно осваивая необходимый для этого бытовой труд.

И так, трудовое воспитание – это процесс, интегрирующий все сферы развития, обучения и нравственного становления личности ребенка. Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудового воспитания детей:

  1. Ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему;
  2. Обучение простейшим трудовым умениям и навыкам;
  3. Воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности;
  4. Умение трудится в коллективе и для коллектива.

В программе «От рождения до школы» выделяются следующие виды труда:

    1. Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей: самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности; К-Г навыки; подготовка и уборка рабочего места; 5 – 7 лет – стирать свои мелкие вещи, убирать свою постель). Работа по воспитанию навыков самообслуживания в каждой возрастной группе строится по-разному. Во второй младшей группе она проводится часто – 1 раз в неделю, а по мере приобретения детьми навыков объем плановой рабаты уменьшается в средней, старшей, выпускной группах до 2 раз в месяц.Хозяйственно – бытовой труд (выполнение поручений: убрать игрушки, пособия; собрать листочки на участке; приучение поддерживать порядок в групповой комнате и на участке).
    2.  Дежурство по столовой и занятиям. 5-7 лет самостоятельно подметать, очищать дорожки, поливать песок, убирать песок вокруг песочницы, заниматься стиркой, помощь малышам.Труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде и в саду: учатся поливать растения, сажать лук, сеять крупные семена, поливать грядки, собирать урожай овощей, пересаживать комнатный растения, выращивать корм для птиц и животных, насыпать и раскладывать корм в кормушки; 5-7 лет – учатся очищать, мыть, убирать инвентарь, перекапывать грядки, окучивать, подвязывать, пропалывать растения, обкапывать кусты, поливать, опрыскивать, выкапывать клубни и луковицы цветов, высевать семена, сажать корнеплоды, выращивать и высаживать рассаду, заниматься черенкованием растений, пересадка из грунта в горшки).
    3.  Ручной труд (поддержание порядка в хозяйстве группы: починка, подклеивание книг, коробок, пришивание оторванных пуговиц, петель, доступный ремонт игрушек; сортирование природного материала; тонирование бумаг для рисунков и аппликаций; изготовление под руководством воспитателя мелкого счетного материала, пособий для занятий, игрушек и сувениров из природного и бросового материала, из бумаги и картона, ткани).

Три основные формы организации труда детей:

  1. Поручение
  2.  Дежурство
  3.  Коллективно — трудовая деятельность (старшая и выпускная группы)

Поручение – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности. Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными и общими, простыми и сложными, включающих в себя целую цепь последовательных действий. Выполнение трудовых поручений способствует у детей формирование интереса к труду, чувство ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца. В младших группах поручения индивидуальны и просты, содержат в себе 1 или 2 действия (разложить на столе ложки, принести или снять с куклы платье и т. п.) В средней группе воспитатель поручает детям самостоятельно постирать белье, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу, Эти задания очень сложны либо содержат несколько действий. В старшей группе индивидуальные поручения организовываются в тех видах труда, в которых у детей не достаточно развиты умения или тогда, когда их обучают новым умениям. В выпускной группе при выполнении поручений дети должны проявить необходимые навыки самоорганизации и поэтому воспитатель более требовательный к ним, переходит от разъяснению к контролю, напоминанию. Отношение детей к труду во многом зависит от того, какое значение предаем этому мы педагоги. Можно помочь ребенку полюбить труд, почувствовать радость от труда, а можно и отбить желание, если использовать сухие, неинтересные для детей приемы. Известно, что детей увлекает игра, соревнования, секреты. Есть ли такие приемы, в которых все учтено, при организации трудовых дел с детьми? Конечно, есть.

Приведем несколько примеров:

1) После прихода с прогулки воспитатель показывает детям Хрюшу. Обращает их внимание на гряз, на его пластмассовой мордочке – посмотрите, ребята, кто к нам пришел в гости? Что ты Хрюша такой грязный? И таким грязнулей пришел к нам? Ну-ка, догадайся, что тебе нужно обязательно сейчас сделать? Хрыша: Поцеловать вас в щечку! (тянется к воспитателю пятачком и к ребенку). Воспитатель: Нет, нет, нет! Я совсем не хочу целоваться с таким грязнулей! Ребята, подскажите, Хрюше, что ему нужно делать? (ответы детей)

2) Перед мытьем рук воспитатель говорит: Сегодня Буратино пришел к вам учиться мыть руки. Он не верит мне, что дети могут мыть руки так чисто, что на полотенцах нет и следа от грязи. Хочет убедиться в этом сам. Дети любят не только игру, но и тайны и секреты. Например, такой вид труда, как уборка участка можно превратить в секрет для дворника (обыграть). «У дворника много работы – говорит воспитатель, — он устает. Но мы можем ему помочь. Представьте, придет он к нам, а на нашей веранду и делать нечего – чисто. Пусть думает, что это добрый Карлсон прилетел и помог ему». «Ребята, в нашем саду появился волшебник – говорит дворник детям на второй день после «секретного» трудового десанта (по тайному договору с воспитателем),- я вчера так устал, но подошел к вам подметать веранду, смотрю и глазам не верю – на веранде ни соринки. А вы, дети, не могли превратиться в волшебников? У меня есть специальные значки для помощников (раздает участникам). Таких секретных заданий для детей должно быть немало, ведь они способствуют не только развитию у детей интереса к труду, желания выполнить работу на отлично, но и своей таинственностью украшают детство ребенка, минуты пребывания его в детском саду. А так же хороший результат дает использование рифмованных строк.

В закладки: постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *